Развитие творческого потенциала личности необходимо начинать с ранних лет. В мире, где технологические процессы усовершенствуются очень быстро, где современность требует применения на практике полученных углубленных знаний абсолютно во всех сферах, важно уделять должное внимание именно личностному развитию, ведь способность людей творчески мыслить и реагировать на те или иные обстоятельства способствует высокому уровню конкурентоспособности государства.
Для совершенствования самоактуализации и способности к самореализации сегодня активно применяется методика ментальной арифметики, позволяющая развить в ребенке творческий потенциал. Согласно результатам практического исследования ментальная арифметика положительно влияет на творческий потенциал школьника, что в будущем способствует достижению высоких целей.
В Китае, Японии, Казахстане, Малайзии и многих других странах методика применяется давно, в России – это относительно новое явление, стремительно набирающее обороты на рынке образовательных услуг. Согласно системе развития интеллекта, творческий потенциал являет собой совокупность возможностей личности. В этот набор входят: творческие способности, дивергентное мышление, широкое воображение, мотивация, лидерские качества, степень компетентности, контроль эмоционального состояния. К дивергентному мышлению относится беглость (сколько идей появляется за определенное время), гибкость (скорость переключения с одной задачи на другую), уникальность (генерация оригинальных задумок).
Дети младшего школьного возраста – важная возрастная категория, в этот период лучше всего закладывать новые знания и умения. Данный этап является определяющим для развития многих психологических процессов: мышление, память, фантазия, восприятие, речь. В этот период важным фактором является развитие в школьнике скорости, гибкости, оригинального мышления. Поощрение любознательности, стремления к решению сложных задач и воображения – определяющий момент. Определяются основные принципы, влияющие на творческий потенциал ребенка, они выявляются при помощи диагностики. К факторам, влияющим на выражение личности (их предложили Гилфорд и Торранс) относятся оригинальность, гибкость, беглость, дивергентное мышление.
Оригинальность – это способность мыслить уникально и своеобразно, подходить к ситуации креативно. Нестандартный подход определяется количеством редких ответов, необычностью употребления элементов, нестандартностью самого ответа. Под гибкостью понимают умение быстро переключаться, число классов данных решений определяет именно этот фактор. Беглость – это соотношение числа ответов за временную единицу, фактор характеризуется скоростью и продуктивностью творческих мыслей. К особенностям личностного развития творчества относятся следующие параметры: любознательность, воображение, риск, сложность.
Любознательность в данном случае – это желание узнать как можно больше, изучить большой объем нового материала, найти разные варианты решения задачи, стремление к усовершенствованию.
Склонность к воображению подразумевает способность к визуализации, придумыванию несуществующего объекта или какой-нибудь вещи, образному представлению различных вариантов, использованию определенных элементов. Сюда же относится искреннее удивление и открытость к новым опытам.
Под сложностью подразумевается желание познать сложные явления, проявление интереса к трудным задачам, самостоятельное решение вопросов, как вариант – повышение уровня сложности задач по собственному требованию, что определяет испытание своих возможностей.
Что касается риска, то склонность к нему тоже нужно развивать. Рисковать – значит иметь внутренний потенциал, быть устойчивым и уметь отстаивать свои интересы, несмотря на мнение окружающих. Склонность к рискованным шагам – значит быть готовым к совершению ошибок, принимать возможное поражение для того, чтоб узнать в результате правильное решение.
Какие упражнения способствуют развитию творческих способностей ребенка
Студия ментальной арифметики Пазл предлагает уникальные упражнения, позволяющие развить творческие навыки ребенка. Учебная программа предполагает ряд тренировочных занятий, улучшающих и развивающих потенциал школьника.
1) Двигательные упражнения. Данный вид мероприятий направлен на активизацию взаимодействия полушарий, он синхронизирует мозговую активность. Такие упражнения способствуют развитию психомоторики, концентрации, речи и пространственного представления. При выполнении заданий активно задействованы кисти рук, ладони и пальцы. Упражнение развивает как психомоторные качества, так и моторику рук.
Вытягивание рук и пальцев, хлопки и прочие различные двигательные движения при выполнении их несколько раз подряд позволяют снять напряженность и усталость, которые накопились на протяжении всего урока. Это дает возможность мозгу и телу отдохнуть, переключиться на что-то новое и восстановить умственную активность. При выполнении кинезиологических упражнений учащиеся, встав со своих мест, становятся в круг. Такого рода отвлекающие мероприятия проводятся от одного до трех раз на протяжении учебного занятия. Количество разрядок зависит от уровня сложности тематики урока, психологического состояния учеников.
2) Скоординировать содействие обоих полушарий поможет такое упражнение как рисование, при котором одновременно задействованы обе руки. Как основа берется рисунок простых фигур (круги, восьмерки, звезды), руки создают симметричное и зеркальное изображение. Потом детям предлагается написать слова так, чтобы левая рука писала в зеркальном отображении (слева направо), а правая – в традиционном направлении. Затем предлагается добавить заранее приготовленные симметричные рисунки, которые разделены на две равных части. Эти частицы необходимо обводить одновременно двумя руками.
3) Таблицы Шульте. С их помощью можно научиться мгновенно различать хаотично расположенные объекты. Использование на практике данных схем позволяет увеличить область зрения, сфокусироваться на отдельных элементах, держать мышцы глаз в тонусе. Метод учит быть внимательными, развивает умение обращать внимание на огромное количество различных деталей, что находятся поблизости. Применение таблиц должно быть регулярным. Практика и исследования показывают, что при регулярном использовании метода время на поиск нужных чисел сокращается в разы. Это значит, что способность к концентрации с каждым разом все больше улучшается.
4) Упражнения, развивающие память. Мероприятия направлены на тренировку зрительного и слухового восприятия. Зрительная память развивается с помощью применения карточек с цифрами. Объекты надо запоминать строго в той последовательности, в которой они расположены. Улучшение слухового восприятия достигается за счет следующего. Учитель зачитывает набор слов, никак не связанных между собой. Ученики должны их запомнить в виде словосочетаний, это значит, что каждая пара слов связывается ребенком самостоятельно ассоциативным способом. После того, как дети привыкли к такому уровню сложности, задание дополняется тем, что из зачитанных слов необходимо придумать небольшой рассказ. Такие занятия развивают не только слуховое восприятие, а и вербальные творческие навыки. Упражнение используется на каждом уроке и чередуется со зрительными и слуховыми заданиями.
5) Комплекс упражнений, направленных на развитие зрительной памяти, внимательности и логического мышления. В течение пары секунд ученикам демонстрируется ситуативная картинка, после чего они должны ответить на вопросы касательно содержания и сюжета показанного. Стоит отметить, что для концентрации внимания, преподаватель задает вопросы, которые могут сбивать с толку, ученики могут сомневаться в своем решении.
6) Развитие импровизации и фантазии. Упражнения заключаются в том, что детям раздают чистые бумажные листы и разнообразные предметы на выбор (скрепки, колпачки, зажимы и т.д.). Помещая один из предметов на бумагу, необходимо нарисовать рисунок, который является частью этого элемента.
Многочисленные практические исследования показывают, что при регулярных занятиях ментальной арифметикой у детей улучшается воображение, стремление к решению сложных задач, такие ученики отличаются любознательностью, они не боятся пробовать что-то новое, причем отсутствует страх ошибки.
Ментальная арифметика в Новороссийске – новое и перспективное направление, позволяющее детям младшего школьного возраста развить концентрацию, фантазию, образное и логическое мышление. Методика способствует развитию навыков самоанализа, развивает в учениках самостоятельность, усидчивость, любознательность, помогает поднять самооценку и учит достигать высоких результатов.
Систематическое применение специальных упражнений на уроках ментальной арифметики в условиях дополнительных образовательных процессов способствует увеличению роста таких показателей как: гибкость, беглость, оригинальность, готовность к решению трудных задач, склонность к риску. Эти факторы представляют собой набор механизмов, которые и есть основой для целостного творческого развития человека. Из этого следует, что такие занятия дают мощный толчок для расширения творческого потенциала личности.
По записи на Ментальную арифметику в нашем центре звоните:
8-928-333-51-24 или 8-967-659-42-49